В настоящее время в университете в рамках проекта «Тривиум» реализуется принципиально новый образовательный проект — интенсив по критическому мышлению. Занятия проходят в феврале и апреле текущего учебного года для более двух тысяч первокурсников всех направлений бакалавриата и специалитета.
Курс ведут профессора и доценты, доктора и кандидаты гуманитарных, естественных и технических наук, научные сотрудники университета, а также молодые специалисты. Более 70 человек выступают в роли экспертов и ассистентов в рамках дисциплины «Критическое мышление».
Интенсив состоит из трех дней. Первый день посвящен основам рационального мышления и основным видам когнитивных искажений. Второй тренирует навыки аргументации и убеждения. Третий нацелен на практическое применение полученных навыков в дискуссии и в построении своего будущего.
![]() | Владас Повилайтис, руководитель проекта «Тривиум БФУ им. И. Канта»: |
Задача курса «Критическое мышление» сильно отличается от тех задач, которые традиционно ставят перед собой другие курсы в учебном процессе. Мы хотим дать студентам те инструменты, при помощи которых они смогут принять участие в проектировании будущего университета. Мы хотим, чтобы они задались вопросом, что именно они ждут от образования, где их цели и цели университета совпадают, и как мы можем помочь друг другу. |
![]() | Дмитрий Полянский, кандидат философских наук, доцент: |
Не буду говорить о пользе и востребованности критического мышления в наше время, об этом много написано. Но отмечу энтузиазм, с которым за освоение этой новой дисциплины принялись и преподаватели, и студенты. По крайней мере те, с кем мне уже довелось поработать. Преподаватели собирались на несколько методических тренингов, сейчас активно поддерживают друг друга с помощью специального чата, под дисциплину сделали целый сайт. К проведению интенсивов подключили опытных специалистов из других городов России. Конечно, пока что это педагогический эксперимент, многое делается через пробы и ошибки. Но такая вовлечённость и заинтересованность коллег уже сейчас даёт основания рассчитывать на значимые результаты. |
![]() | Игорь Реверчук, доктор медицинских наук, профессор: |
При преподавании дисциплины «Критическое мышление» важно начать с акцента личностной заинтересованности, с того, насколько критическое мышление помогает в выстраивании личных отношений, урегулировании конфликтов, ошибочно основанных на предубеждениях. Мышление — это неотъемлемая часть психических и познавательных процессов. Человек способен понять структуру своей психики и перейти на долгосрочное планирование. Критическое мышление крайне необходимо для эффективного обучения в высшей школе и, безусловно, для гармоничного личностного роста. |
Студенты направления «Педагогическое образование»: |
— Я узнала много нового про рекламные уловки, способы убеждения. Думаю, буду использовать и замечать их в обычной жизни. Также узнала мнение одногруппниц по поводу проблем современности. — Курс позволил переосмыслить некоторые моменты, информацию и убеждения. Теперь я понимаю, как на нас влияют когнитивные искажения, убеждения и как их можно использовать и как рационально подходить к той или иной информации |
«Критическое мышление» — это третий курс в рамках образовательного проекта «Тривиум», наряду с курсами «Философия» и «История». Общая цель проекта — создать необходимые предпосылки для построения студентами своих кастомизированных жизненно-образовательных маршрутов (КЖОМ). В соответствии с этой целью курсы развивают навыки креативного и критического мышления, групповой проектной работы и рациональной коммуникации, а главное — навыки планирования своего будущего в рамках университетского образования и всей дальнейшей жизни.
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие