В России на государственном уровне поддерживается внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Для этого в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» при поддержке Минобрнауки России запущен единый ресурс online.edu.ru для учащихся и преподавателей, объединяющий около 40 образовательных онлайн-платформ, свыше 120 образовательных организаций, где доступны более 1000 онлайн-курсов. Кроме того, на базе ведущих университетов страны сформированы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения для профессиональной подготовки преподавателей. Но речь не идет о том, что онлайн-формат в итоге вытеснит традиционные формы обучения. Онлайн-обучение — это, прежде всего, расширение возможностей, доступ к знаниям от лучших вузов страны. О перспективах онлайн-образования рассказал руководитель центра, доктор философских наук Владас Повилайтис.

— Онлайн-технологии все активнее внедряются в сферу образования. Чем это вызвано и какие у них перспективы?

 — Во времена Гутенберга печатная книга тоже была чем-то диковинным. Довольно скоро и мы перестанем относиться к онлайн-технологиям как к чему-то удивительному. Ощущение новизны уйдет, как уйдут и неоправданные надежды преподавания. Но то, что государство старается оптимизировать работу в онлайн-среде, — совершенно очевидно. Ведь если студент послушает лекцию до встречи с преподавателем, это сделает работу преподавателя в аудитории эффективнее. Он не будет надиктовывать студенту базовые вещи, а посвятит лекцию обсуждению проблемных вопросов. Преподаватель обладает уникальными навыками, которые студент не успевает воспринять. Теперь он приходит на занятия, чтобы обсудить проблемные моменты. То есть онлайн позволяет студентам быть более подготовленными.

— Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» утвержден на самом высоком уровне. Как его реализация может помочь сделать образование качественнее и доступнее?

 — Это сложный набор задач. С одной стороны, ведутся работы над развитием ресурса online.edu.ru, то есть реестра онлайн-курсов, прошедших экспертизу и собранных в одном месте — универсальная точка входа. С другой стороны, создание региональных центров компетенций, занимающихся онлайн-обучением на местах. Заслуга государства в том, что оно стало целенаправленно строить цифровую образовательную среду, возникло понимание значения онлайн-образования и потенциала этого направления.

Читать далее