24 апреля в рамках ХXV Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие образования: миссия, трансформации, ресурсы» в БФУ им. И. Канта состоялась экспертная сессия «Пилотный проект по изменению уровней профессионального образования: антропологические контексты и траектории реализации». Эксперты обсудили аспекты реализации пилотного проекта, его проблемные точки и риски, а также важность участия индустриальных партнеров в трансформации образования.
И. о. ректора БФУ им. И. Канта Максим Демин, приветствуя участников экспертной сессии, отметил важность таких встреч, позволяющих обменяться идеями, кейсами и проработать проблемные точки: |
БФУ им. И. Канта глубоко погружен в экспериментальную повестку. Уже два года университет находится в пилоте в тесном взаимодействии с другими участниками эксперимента. Важно, что из шести вузов-участников, только два — классические университеты. Перед ними стоит очень непростая задача предложить такую модель образования, которая будет релевантна для всех программ классического вуза. БФУ им. И. Канта готов поделиться примерами успешных кейсов в рамках участия в эксперименте, и все они связаны прежде всего с образовательными программами, где есть сильный индустриальный партнер, готовый участвовать и в моделировании программы, и затем в ее реализации. Например, наша программа по «химии», которую мы реализуем вместе с компанией РЭНЕРА, продемонстрировала в прошлом году колоссальный рост балла ЕГЭ зачисленных — 30%. Это демонстрация того, что абитуриентам и родителям понятна траектория профессионального будущего выпускника этой программы. Но вместе с тем нужно понимать, что этот опыт не может быть автоматически перенесен на все остальные программы классического вуза, особенно те, где нет такого индустриального партнера. |
Среди участников экспертной сессии — директора ведущих школ Калининградской области. Обращаясь к ним, Максим Демин отметил: |
Сегодня мы обсуждаем новую модель высшего образования применительно к программам педагогического профиля. В нашем университете на таких программах сейчас проходит обучение полторы тысячи студентов. И нам надо очень четко понимать, как через несколько лет выпускники этих программ встроятся в систему педагогического образования Калининградской области. Образовательные организации региона — это наши индустриальные партнеры, и без их участия эффективно трансформировать педагогические направления подготовки мы не сможем. Нам нужно вместе проектировать эти программы и вместе определять образ будущего выпускника». |
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Татьяна Попова отметила важность инициированной БФУ дискуссии в связи с готовящимися изменениями в федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: |
Минобрнауки постоянно проводит стратегические сессии, обсуждения на вузовских и министерских площадках новой модели высшего образования. Формулировки, которые возникают на этих обсуждениях, будут включены в проект изменений закона. Отмечу, что это первый случай, когда разработка закона идет не сугубо в министерских кабинетах, а снизу, непосредственно на площадках тех, кто будет вести свою деятельность исходя из этого закона. |
Применительно к программам педагогического профиля Татьяна Попова отметила важность обсуждения путей встраивания выпускников в педагогическую систему: |
Мы должны сделать все, чтобы наш молодой учитель остался в школе, чувствовал себя там уверенно. Необходима большая системная работа по повышению престижа профессии учителя. |
Екатерина Балалабаева, проректор по учебно-методической работе МПГУ рассказала об опыте реализации пилотного проекта в своем вузе и вынесла на обсуждение экспертов несколько предложений: |
Важно закрепить в ФЗ «Об образовании» особый статус педагогического образования. Приравнять высшее образование независимо от нормативных сроков к 7 уровню квалификации. Предоставить равные права поступления в аспирантуру выпускникам образовательных программ вне зависимости от сроков обучения. И наконец, определить понятие «интегрированная образовательная программа», появившееся в проекте закона. |
Заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета Елена Суханова представила доклад «Экспериментальные линии в пилотном проекте ТГУ».
Хочу отметить, какие риски и ограничения в антропологическом аспекте возникали в нашем вузе в процессе эксперимента. Два года участия в пилотном проекте показали, что нам необходима масштабируемость, гибкость, учет требований отечественной системы образования. В качестве решений мы предлагаем изменение форматов и увеличение объема практической подготовки, введение новых форматов аттестации, новой системы квалификаций, встраивание в программу независимой оценки квалификации, |
отметила Елена Суханова. |
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие