Уникальный международный проект Эразмус+ «Интегративный подход к подготовке учителей STEM» стартовал 18–21 марта 2019 года. Координационное совещание по проекту прошло в университете Линчепинга (Швеция).
С 18 по 20 марта 2019 года делегация БФУ им. И Канта посетила вуз-партнер Швеции в рамках рабочей поездки по программе Эразмус+. В первой рабочей встрече «с зарубежными вузами-партнерами в рамках программы Эразмус+ по проекту «Интегрированный подход к подготовке преподавателей STEM» («Integrated approach to STEM teacher training» (STEM)) в г. Линчепинг (Швеция) приняли участие директор института образования БФУ им. И. Канта, д.п.н.. проф. Анна Бударина и заместитель проректора по международным связям — директор международного офиса, к.ф.н., доц. Наталья Милявская. В рамках проводимых встреч состоялось обсуждение перспектив сотрудничества с вузами-партнерами, особенностей развития STEM-образования в мире, возможностей применения современных обучающих подходов в сфере высшего образования. Проект направлен на разработку интегративного подхода к подготовке учителей STEM (аббревиатура 4 областей знания STEM (Science, Technology, Engineering, Maths): естественные науки, технологии, инженерные науки и математика), основанного на междисциплинарных связях и проектном обучении. В результате реализации проекта вузами партнерами будет разработана уникальная сетевая магистерская программа по STEM-образованию, совместно с коллегами из ЮФУ (со-координаторами проекта), БелГУ и университетами Казахстана на основе лучших европейских практик, созданы региональные ресурсные STEM-центры и STEM-сеть российских, казахских и европейских университетов.
Наталья Милявская, заместитель проректора по международным связям — директор международного офиса, к.ф.н., доц.: |
В этом году началась реализация масштабного проекта с участием четырех стран Европейского Союза, Российской Федерации и Республики Казахстан по программе Erasmus+ «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления». Целью проекта является повышение качества подготовки преподавателей STEM в университетах-партнерах в соответствии с современными потребностями экономики и научного знания. Идея проекта, безусловно, может считаться одной из приоритетных в системах высшего образования во всем мире. Консорциум состоит из 10 полноправных членов и 5 ассоциированных партнеров. Партнеры из стран ЕС представляют широкое географическое разнообразие от Швеции и Финляндии до Турции и Республики Ирландии. Университет Линчепинга (LiU) в Швеции является координатором проекта. В апреле 2019 года было подписано Соглашение о партнерстве между БФУ им. И. Канта и университетом-координатором проекта — Университетом Линчепинга. 18–21 марта 2019 года прошла первая координационная встреча с партнерами в Швеции. В ходе данной встречи обсуждалось Соглашение о партнерстве и были разработаны следующие политики реализации проекта: стратегия коммуникации, стратегия распространения, план эксплуатации и план устойчивости. Наряду с координационной встречей прошел методологический семинар, где были представлены существующие европейские тенденции развития STEM-образования. В Университете Линчепинга (LiU) есть Шведский национальный центр школьного технологического образования (CETIS), целью которого является развитие технологического образования в школах в сотрудничестве с учителями, преподавателями и представителями промышленности. Университет Хаджеттепе (HU) в Турции имеет большой опыт в разработке учебных программ STEM, в обучении преподавателей без отрыва от работы и в вовлечении общественности в STEM для повышения качества образования. Университет Лимерика (UL) Республики Ирландии имеет Национальный центр обучения STEM — EpiStem — который имеет исследовательскую базу, впечатляющий набор программ, проектов, а также прочную основу для реализации средне- и долгосрочных стратегий для решения национальных приоритетов в обучении STEM. В Университете Хельсинки (UH) в Финляндии функционирует центр LUMA, который поддерживает обучение STEM и обеспечивает интеграционное взаимодействие между школами, университетами и бизнесом. |
Анна Бударина, д.п.н., проф., директор Института образования БФУ им. И. Канта: |
Процесс интеграции различных уровней и организационных форм образования и науки — это мировая тенденция. Неслучайно, что в последнее время много говорится о создании новых форм, которые смогут объединить научно-образовательный потенциал. STEM-подход рассматривается как ключевое решение для повышения эффективности и конкурентоспособности российского образования в цифровую эпоху. В основе магистерской программы, которую мы планируем запустить уже в сентябре 2019 года, заложены идеи STEAM-подхода, который в настоящее время является основой инновационных международных образовательных стандартов и расширяет философскую основу STEM-подхода через внедрение в образование возможностей искусства (Arts-компонент) для активизации воображения, творческих возможностей и эвристической деятельности обучающихся, создания индивидуальных образовательных траекторий на основе междисциплинарных и интеграционых связей. |
Светлана Конюшенко, д.п.н., проф., профессор Института образования, координатор проекта НОК ЕВРОБОТ: |
Актуальность внедрения STEAM-подхода в образование подтверждается всеми последними исследованиями. STEAM-подход – это не только метод обучения, но и способ мышления. Он учит комбинировать приобретенные знания с реальными навыками, развивает умения креативного решения инженерных задач. Сегодня все чаще в нашем институте реализуются проекты, позволяющие творчески объединить дух искусства с духом технологического экспериментирования. Здесь уместно вспомнить высказывание известного физика Р. Фейнмана о том, что научная креативность есть не что иное, как воображение, одетое в строгий костюм. В STEАM-образовании разрабатываются и реализуются проекты, применяя математику, естественно-научные знания и средства информационных технологий, при этом проекты, носят реальный практический характер, а обучающиеся реализуют креативные способности и развивают организационные и коммуникативные навыки. Современным средством повышения качества подготовки специалистов для системы образования является ориентация на оценку результатов профессионального образования в вузах в соответствии с международными стандартами. Шаг за шагом STEAM-образование проникает в вузовскую среду, вытесняя предметное обучение, которого уже недостаточно для успеха в современной цифровой экономике. Технологические инновации подразумевают постоянное обновление того, что мы понимаем под образовательным процессом. Существует некоторая непрерывность мышления в сфере образования. Никто еще не показал, что нам нужно изменить наше понимание того, как студенты учатся. Но мы идем в этом направлении! Цель новой магистерской программы, запускаемой в Института образования, – подготовить педагога, понимающего реальные инновации, порожденные сочетанием ума ученого или технолога с умом художника или дизайнера. Без искусств STEM-дисциплины не выполняют возложенных на них инновационных задач. Мы уверены, что инновационные подходы к обучению будут способствовать развитию креативного образования, и только в этом случае наш студент будет успешным гражданином цифрового общества. |
Личный кабинет для cтудента
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие