Представить современного ребёнка без гаджета невозможно. Дети стали настолько неразрывны с технологическими новинками, что создаётся впечатление, что они и вовсе не могут без них жить. Эксперты БФУ им. И. Канта поделились мнением о пользе и вреде использования технических средств в воспитании.

Гаджет становится своеобразным придатком мозга

Ирина Симаева, доктор психологических наук, профессор института образования БФУ им. И. Канта:

«Современные гаджеты- очередной скачок современной технократической цивилизации. Компактные электронные устройства за последние несколько лет проникли практически во все сферы нашей жизни. Они слышат, видят, рассказывают и подсказывают, показывают видео, играют, считают, отвечают на вопросы, показывают время и выполняют ещё много разных дел, без которых дети раньше легко обходились. Гаджеты — отличные универсальные инструменты для коммуникации и развлечения, использование которых позволяет ребенку соответствовать темпу и характеру современной жизни, и отрицать их значение для детей — бессмысленно».

По мнению эксперта, как любым инструментом, им нужно уметь пользоваться так, чтобы получить максимум пользы и минимум вреда. «Что касается влияния на психику, я бы отметила в первую очередь риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Долговременная память ребенка перемещается в гаджет, без которого он не может извлечь необходимую информацию. Гаджет выполняет за ребенка математические операции, анализирует историю и литературу, рисует картинки и схемы и т.д. Фактически он становится своеобразным придатком мозга, без которого в последующем ребенок будет затрудняться адаптироваться в обществе и пространстве, критически относиться к событиям и людям», — отметила Ирина Симаева.

Кроме того, искажение интеллектуального развития происходит, по мнению эксперта, в состоянии сенсорной депривации (частичное или полное лишение органов чувств внешнего воздействия), так как «освоение мира» активирует преимущественно зрительную и слуховую сенсорную систему. Движения тела и глаз ограничены примитивными манипуляциями пальцами и концентрацией на плоском экране небольшого размера, которые не дают возможности изучать реальные физические законы взаимодействия предметов, определять объемы и расстояния и т.д.

«Мы не говорим сейчас о зависимости от гаджетов. Это- отдельная тема. В отсутствии контроля со стороны взрослых гаджет становится не только источником информации, но замещает авторитетного взрослого и настоящих друзей, устанавливает нормы поведения и предписывает ценности и убеждения. В частности, под влиянием блогеров самого разного уровня, сетевых сообществ, преследующих далеко не всегда одобряемые законом и обществом цели, искажается восприятие и понимание ценностей, других людей, возникают угрозы не только для эмоционального и социального развития, но и реальные риски для жизни. Да, мы привыкли к тому, что цифровизация проникла в нашу жизнь, и начинается это в раннем возрасте. Да, использование гаджетов вполне оправдано в образовательных учреждениях: детям показывают видео, присылают материалы в электронном виде, школьники занимаются с репетиторами через Skype. На YouTube много обучающих роликов, которые пробуждают в детях интерес к творчеству. Да, ребенок сидит дома, а не пропадает на улице в непонятных компаниях», — пояснила Ирина Симаева.

Эксперт убеждена, что при этом ребенок может стать не просто «ботаником», книжный мир которого не похож на настоящий. Под влиянием неограниченного доступа к огромному объему самой разносортной информации при снижении аналитического мышления появляются не только будущие бездельники, но и наркоманы, преступники, террористы.

«Словом, гаджеты-великолепный прогрессивный инструмент, и задача взрослых — контролировать его применение детьми для поиска информации и обучения в надежных источниках. А еще-не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире», — заключила эксперт.

Гаджеты — дополнение мира, а не способ его создания

Максим Кожемякин, психоаналитик, доцент института образования БФУ им. И. Канта:

"Чуть более ста лет назад З. Фрейд показал, что одним из условий психического здоровья является возможность переживать и реализовывать человеческие желания. Современный философ психоаналитического толка С. Жижек утверждает, что в настоящем картина изменилась на противоположную — чтобы быть психически и психологически здоровым нужно уметь не желать. Что в такой постановке вопроса представляют гаджеты для детей? Это — изобретения, которые всё время меняются, технически совершенствуются, создавая условия для новых возможностей использования: потрясающую воображение графику игр, новые социальные сети, фильтры для фотокамеры, редакторы изображений и т.д. Гаджет словно сообщает: "Желай меня! Смотри, какие новые возможности я даю! « Стоит ребёнку не устоять один-два раза, и дальше это желание захватывает, погружая его в мир, скорее, воображаемый, чем реальный».

im58rq3AcQs.jpg

По его словам, речь не столько о виртуальности игр и приложений, сколько о том, что происходит, например, конструирование «себя-воображаемого» в социальной сети — таким, каким я не являюсь в действительности, знакомство и дружба с такими же воображаемыми друзьями, завязывание романтических отношений с воображаемым партнёром.

Но, как считает Максим Кожемякин, рано или поздно реальность даёт о себе знать — мир человеческих отношений эмоционально гораздо более сложный, чем набор «эмодзи». У реального партнёра по общению есть голос, взгляд, телодвижения, он может оказаться стеснительным, неловким, молчаливым или излишне самоуверенным, болтливым. А юный пользователь гаджета ко всему этому просто не готов! Его воображаемый мир даёт трещину. А с трещиной жить непросто!

«Если мы наблюдаем использование гаджетов детьми в таком разрезе, то очевидно, что риск не адаптироваться к реальности возрастает, что выражается в депрессии, повышенной тревожности, разного рода зависимостях, психопатии и прочем. С другой же стороны, если применять концепты воображаемого и реального к гаджетам, то последние в реальном их измерении — высокотехнологичные средства и не более того. Они упрощают доступ к познавательной информации, досугу, коммуникациям, хобби, являясь дополнением мира, а не способом его создания. Если удаётся отстоять такое понимание, то вот этой путаницы реального и воображаемого не происходит — вещь остаётся вещью». 

Таким образом, речь идет не столько о том, плохо это или хорошо, что ребёнок увлечён гаджетами, сколько о том смысле, который он в это увлечение вкладывает. Попробуйте договориться со своим ребенком не пользоваться гаджетом какое-то время и посмотрите, что будет с ним происходить... Но будьте готовы, что ваш сын или ваша дочь захочет провести время с вами, так что не забудьте убрать свой смартфон.