В Ресурсном центре института образования «Инженерная школа» подведены итоги реализации первого этапа проекта РФФИ
Преподаватели института образования и учителя Ресурсного центра «Инженерная школа» БФУ им. И. Канта (МАОУ СОШ №56) стали участниками первого этапа проекта РФФИ «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации». Проект реализуется под руководством профессора ВШЭ СПБ Н.А. Заиченко. Он направлен на поиск решения задачи разработки модели адаптивного управления, перехода от «управления образовательным процессом» к «управлению образовательными отношениями» в условиях цифровизации, в частности, в начальной школе.
Задача может быть решена только на междисциплинарном уровне, что требует:
- социально-философской интерпретации самого явления цифровизации;
- психолого-педагогического обоснования для формирования новых компетенций участников образовательных отношений;
- социологического анализа для выявления новых запросов к цифровой образовательной среде и новых ролей в их использовании всеми субъектами образовательных отношений;
- адекватного задачам образования инженерно-технологического обеспечения цифровизации.
Результаты исследования станут вкладом в теорию управления образованием как область междисциплинарного научного знания. Они позволят обосновать новый взгляд на систему образования как объект управления и как совокупность взаимосвязанных процессов развития межсубъектных отношений цифрового образования и ценностных отношений к нему.
В проекте принимают участие младшие школьники из Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ленинградской и Псковской областей. В течение полугода 250 школьников (8 классов) ресурсного центра «Инженерная школа» на цифровой платформе «Учим учиться» решали задания по курсам: клавиатурное письмо, основы понятийного мышления, основы функциональной грамотности, подготовка к предметному обучению.
Рубашкин Д., со-руководитель цифровой платформы «Учим учиться», к.тех.н:
«В исследовании будут выявлены педагогические и управленческие риски, возникающие в условиях цифровизации образовательного процесса и межсубъектных отношений, которые могут быть решены на уровне отдельного образовательного учреждения; разработана технология проектирования образовательного процесса в начальной школе в условиях его цифровизации; предложены рекомендации по перечню функциональных возможностей разрабатываемых цифровых платформ. Вся наша команда оценивает работу школы из Калининграда как очень успешную. Мы получили много позитивных эмоций от общения даже в формате видеоконференции».
Конюшенко С., координатор образовательного кластера проекта, д.п.н., профессор института образования
«Цифровое поколение посвящает большое количество времени созданию контента в сетевой среде, становясь активными участниками в построении интернет-пространства. Для них виртуальная среда становится местом самореализации. Формирование цифровых умений учащихся с начальной школы позволяет субъектам образовательных отношений (родителям, педагогам, психологам, администраторам образовательных учреждений) прогнозировать поведение и выявлять проблемы в коммуникациях. Анализ цифрового следа участников проекта будет способствовать изменению отношений между субъектами образовательного процесса».
Харина Т., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ №56
«В ходе реализации проекта в качестве прикладного продукта для школы будет создан пакет материалов с диагностическими методиками. В результате школа получит адаптивную модель управления образовательными отношениями субъектов цифрового пространства на этапе начального образования с целеполаганием на формирование персонализированной модели обучения».
Вебинар участников проекта (учителя начальных классов МАОУ СОШ №56)