1
Работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений организации работы в университете. Работа ведется в нескольких основных направлениях:
- обеспечение проведения вступительных испытаний для абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий;
— в сотрудничестве с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» разработаны паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры – учебных корпусов и общежитий с целью создания максимально комфортных условий для учебы в университете;
- В БФУ им.И.Канта для лиц с ограниченными возможностями зрения предусмотрены специальные средства и технологии обучения: сформирован фонд учебных аудиоматериалов; подготовлены 20 специализированных аудиоучебников по дисциплинам базовой части большинства образовательных программ высшего образования; созданы специализированные учебные места для инвалидов по зрению; УМК размещены на портале LMS-kantiana, что создает возможность использования их с удаленного доступа; портал тестирования дает возможность проходить как текущую, так и промежуточную аттестацию с удаленного доступа. Дорабатывается программное обеспечение для проведения контроля знаний для ЛОВЗ по зрению (звуковое сопровождение); разработка специализированных методик обучения (в рамках направления «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» разработана методика преподавания иностранного языка для обучения лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.
- психолого-педагогическое сопровождение ЛОВЗ в процессе обучения (подготовлены преподаватели, владеющие системой Брайля для оказания помощи в процессе обучения ЛОВЗ по зрению; к студентам из числа ЛОВЗ прикреплены волонтеры, прошедшие подготовку в лаборатории инклюзивного образования; при необходимости (ухудшение состояния здоровья, необходимость лечения/реабилитации на выезде) – студенты переводятся на индивидуальный график обучения, им разрешается осваивать программы с удаленного доступа при взаимодействии с преподавателями через порталы LMS и тестирования; психологическая поддержка через соответствующую службу);
- создание безбарьерной среды в Калининграде и области для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация досуговой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (проведение выездных акций, адресная помощь, программы арт-терапии совместно с обществом детей-инвалидов «Мария», совместные постановки спектаклей студентами направлений подготовки «Психология», «Социальная работа» с детьми с ментальными нарушениями и др.).
- развитие партнёрских отношений между вузом, работодателями, государственными структурами и общественными объединениями по решению проблем трудовой занятости людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
- содействие в трудоустройстве выпускников и студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, информирование об актуальных вакансиях в регионе.
Волонтёрская организация БФУ им. И. Канта, образованная в 2009 г., на сегодняшний день имеет несколько крупных проектов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, совместно с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» волонтеры БФУ им. И. Канта приняли участие в работах по открытию первого пляжа для инвалидов-колясочников в г. Зеленоградск на берегу Балтийского моря.
Одним из приоритетных направлений деятельности Волонтерского центра является работа с лицами с ограниченными возможностями. Для наиболее эффективного направления этой деятельности Центр обеспечен условиями для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центр оснащен подъемником для инвалидных колясок, вертикальными подъемными платформами, таблицами со шрифтом Брайля, предупредительными знаками для слабовидящих людей — «Желтыми кругами».
Социальное направление — одно из приоритетных направлений Волонтерского центра. В рамках социального направления осуществляется помощь инвалидам, осуществляется взаимодействие с различными благотворительными фондами. Также активисты принимают участие в волонтерской программе Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Для обеспечения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в корпусе оборудован специализированный кабинет. Кабинет расположен на первом этаже, лестницы оснащены пандусами, рекреации и коридоры помещения оснащены аудио-визуальной системой информирования. Таким образом студенты с ограниченными возможностями здоровья могут беспрепятственного входить и выходить из кабинета и санитарно-гигиенического помещения, самостоятельно передвигаться по территории. Кабинет обеспечения образовательного процесса для обучающих с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов оборудован специализированной мебелью: отдельные рабочие столы, кресла.
Для слабослышащих обучающихся средством оптимизации учебного процесса является использование сурдотехнических средств. Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха:
Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения:
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Для проведения занятий по некоторым темам и в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья также могут использоваться:
Хранением, эксплуатацией и обслуживанием оборудования и специальных технических средств для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья занимается профилирующая структурное подразделение:
Профилирующее структурное подразделение обеспечивает техническое, организационно-педагогическое и социальное сопровождение согласно индивидуальным образовательным потребностям.
Техническое сопровождение направленно на подбор наиболее удобных и способствующих компенсации и развитию программно-аппаратурных комплексов в зависимости об индивидуальных особенностей студентов, консультации по использованию специализированного оборудования.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность.
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Учебный материал подобран и разработан с учетом возможности предоставления его в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения — аудиально.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана предусматриваются различные варианты проведения занятий: в Университете (в академической группе или индивидуально), либо на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости таким обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий оснащены специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: устройства воспроизведения и ввода информации для людей с нарушением зрения, частичная система визуального донесения информации (интерактивная доска, проектор), мобильная «индукционная петля», компьютеры, телевизоры, МФУ, и мебелью для учебного процесса.
Информацию о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество рабочих (учебных) мест, обеспеченных стационарными техническими средствами для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе | 414 |
с нарушениями зрения | |
дисплей Брайля | 1 |
устройство для рельефно-точечной печати текстовой информации (принтер Брайля) | 1 |
иные технические средства | 134 |
с нарушениями слуха | 0 |
информационная индукционная система | 1 |
иные технические средства | 263 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата | |
иные технические средства | 14 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Клинико-диагностический центр БФУ им. И. Канта | Клинико-диагностический центр БФУ им. И. Канта | 236006, Россия, Калининградская область, Калининград, ул.9 Апреля, д.60, литер А | 350 | 350 | 1752,7 | 1752,7 | Ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
2 | Медпункт в общежитии №1 | Медпункт в общежитии №1 | 236040, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Генерала Соммера, д.23 | 50 | 50 | 86 | 86 | Лифт, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию |
В БФУ им. И. Канта функционируют компьютерные классы и классы общего пользования на базе многофункциональных центров библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья посредством устройств воспроизведения и ввода информации для людей с нарушением зрения, частичной системой визуального донесения информации.
Доступ студентов к компьютерам строго персонифицирован. Каждый студент имеет личный логин и пароль, используемый для работы на компьютере внутри университета.
Доступ в интернет, в том числе Wi-Fi-доступ осуществляется так же строго персонифицировано. Все обучающиеся и сотрудники университета, получают индивидуальные имя пользователя и пароль. Для сотрудников и обучающихся эти имя пользователя и пароль едины для всех информационных систем вуза, включая компьютерную сеть, личные кабинеты, портал тестирования, бально-рейтинговую систему, систему поддержки образовательного процесса и систему электронной почты.
В университете работают две основные WiFi-сети
Kantiana-Mobile — беспроводная сеть для устройств, поддерживающих WPA2-Enterprise с аутентификацией по логину и паролю сотрудника или обучающегося.
Kantiana-Free — беспроводная сеть для доступа в сеть Интернет гостей Университета, участников конференций, семинаров. Требуется идентификация пользователя по телефонному номеру.
Официальный сайт университета kantiana.ru имеет версию для слабовидящих.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | 236029, Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д.57 | 11 | 11 | 139,8 | 139,8 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, частичная система визуального донесения информации (интерактивная доска, проектор), мобильная «индукционная петля» по требованию | |||
2 | Многофункциональный центр библиотеки №1 | Многофункциональный центр библиотеки №1 | 236040, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Университетская, д.2 | 12 | 12 | 205,7 | 205,7 | Подъемное устройство для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, ступенькоход по требованию, парковка, частичная система визуального донесения информации (интерактивная доска, проектор, информационные терминалы), мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
3 | Многофункциональный центр библиотеки №2 | Многофункциональный центр библиотеки №2 | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Чернышевского, д.56а | 34 | 34 | 53,6 | 53,6 | Пандус, ступенькоход по требованию, | |||
4 | Многофункциональный центр библиотеки №4, читальный зал | Многофункциональный центр библиотеки №4, читальный зал | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Чернышевского,56 (2 этаж) | 15 | 15 | 94,4 | 94,4 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, сан.узел, кнопка вызова, частичная система визуального донесения информации (проектор), мнемосхема этажа, мобильная «индукционная петля» по треюованию. | |||
5 | Многофункциональный центр библиотеки №5, читальный зал | Многофункциональный центр библиотеки №5, читальный зал | 236041, Россия, Калининградская область, Ленинградский район, Калининград, ул.Фрунзе, д.6, пом. LII, каб. 412 (4 этаж) | 16 | 16 | 91,8 | 91,8 | Лифт, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, частичная система визуального донесения информации (проектор), мобильная «индукционная петля» по требованию. |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Буфет в учебном корпусе №3 | Буфет в учебном корпусе №3 | 236040, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Университетская, д.2 | 8 | 8 | 21,9 | 21,9 | Подъемное устройство для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию, таблички и указатели со шрифтом Брайля. | |||
2 | Буфет в учебном корпусе №5 | Буфет в учебном корпусе №5 | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул.Чернышевского, д. 56 | 4 | 4 | 20,7 | 20,7 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, адаптированные сан.узлы, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
3 | Столовая в учебном корпусе №1 | Столовая в учебном корпусе №1 | 236041, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Александра Невского, д.14 | 70 | 143 | 143,8 | 70 | Лифт, подъемное устройство для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, ступенькоход по требованию, парковка, мнемосхема этажа, адаптированный сан.узлы, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
4 | Столовая в учебном корпусе №12 | Столовая в учебном корпусе №12 | 236006, Россия, Калининградская область, Ленинградский район, Калининград, ул. Боткина, д. 4-6 | 40 | 40 | 117,2 | 117,2 | Ступенькоход по требованию, парковка, пандус, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию, таблички и указатели со шрифтом Брайля | |||
5 | Столовая в учебном корпусе №24 | Столовая в учебном корпусе №24 | 236022, Россия, Калининградская область, Центральный, Калининград, ул. Зоологическая, д.2 | 90 | 0 | 192,4 | 0 | Ступенькоход по требованию, парковка, пандус, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию, таблички и указатели со шрифтом Брайля | |||
6 | Столовая в учебном корпусе №27 | Столовая в учебном корпусе №27 | 236029, Россия, Калининградская область, Ленинградский, ул. Генерала-лейтенанта Озерова, д. 57 | 40 | 40 | 111,5 | 111,5 | Ступенькоход по требованию, парковка, пандус, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию, таблички и указатели со шрифтом Брайля | |||
7 | Столовая в учебном корпусе №32 | Столовая в учебном корпусе №32 | 236001, Россия, Калининградская область, Ленинградский, Калининград, ул. Гайдара, д.6 | 60 | 60 | 102,8 | 102,8 | Лифт, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию, таблички и указатели со шрифтом Брайля. | |||
8 | Столовая в учебном корпусе №4 | Столовая в учебном корпусе №4 | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Чернышевского, 56а | 70 | 70 | 105,3 | 105,3 | Ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Бассейн в учебно-физкультурном комплексе | Бассейн в учебно-физкультурном комплексе | 236041, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Александра Невского, д.14 | 60 | 60 | 792,9 | 792,9 | Ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
2 | Зал фитнеса в учебно-физкультурном комплексе | Зал фитнеса в учебно-физкультурном комплексе | 236041, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Александра Невского, д.14 | 20 | 20 | 135,6 | 135,6 | Ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
3 | Корпус №35 (плавательный бассейн) | Корпус №35 (плавательный бассейн) | 236041, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Александра Невского, д.14В | 60 | 60 | 607,3 | 607,3 | Подъемник для бассейна для лиц с ОВЗ, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
4 | Открытые площадки для пляжных видов спорта | Открытые площадки для пляжных видов спорта | 236041, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Александра Невского, д.14 | 40 | 40 | 1700,35 | 1700,35 | Парковка, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
5 | Спортивный (гимнастический) зал №2 | Спортивный (гимнастический) зал №2 | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Чернышевского, 56а | 30 | 30 | 331,4 | 331,4 | Парковка, ступенькоход по требованию, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
6 | Спортивный (тренажерный) зал №4 | Спортивный (тренажерный) зал №4 | 236040, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Генерала Соммера, д.23 | 20 | 20 | 45,6 | 45,6 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
7 | Спортивный зал №10 | Спортивный зал №10 | 236029, Россия, Калининградская область, Калининград, ул.Генерал-лейтенанта Озерова, д.57 | 60 | 60 | 411,6 | 411,6 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
8 | Спортивный зал №3 | Спортивный зал №3 | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Чернышевского, д.56а | 50 | 50 | 287,4 | 287,4 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
9 | Спортивный зал №5 (зал аэробики) | Спортивный зал №5 (зал аэробики) | 236040, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Генерала Соммера, д.23 (помещение 36) | 20 | 20 | 83,5 | 83,5 | Пандус, ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
10 | Спортивный зал №8 | Спортивный зал №8 | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Зоологическая, д.2 литер В | 80 | 80 | 624 | 624 | Ступенькоход по требованию, парковка кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
11 | Спортивный зал №9 (зал аэробики) | Спортивный зал №9 (зал аэробики) | 236022, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Зоологическая, д.2 литер В | 20 | 20 | 83 | 83 | Ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. | |||
12 | Спортивный зал в ФОК | Спортивный зал в ФОК | 236041, Россия, Калининградская область, Калининград, ул. Александра Невского, д.14 | 80 | 80 | 1033,1 | 1033,1 | Ступенькоход по требованию, парковка, кнопка вызова, мобильная «индукционная петля» по требованию. |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | 13 5 | Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 58253,5 | Нет |
Жилая площадь (кв.м.) | 20375,7 | Нет |
Количество жилых помещений: всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Нет 5 | Нет Нет |
Количество мест: всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | 2711 10 | Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | нет |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | нет | нет |
В общежитиях № 3 и 5 имеются подъемник на входной группе, общежития № 4, 7, 8, 9–13 оборудованы пандусами. Кнопка вызова, лифт, расширенные проемы
Личный кабинет для
Личный кабинет для cтудента
Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен
Подтверждаю согласие