Одиннадцать корпусов БФУ им. И. Канта, среди которых корпуса №№ 1, 2, 17 (по ул. А. Невского, 14), № 5 (ул. Чернышевского, 56), №№ 7, 9 (ул. Фрунзе, 6 и 9 Апреля, 5) оборудованы пандусами. В семи корпусах университета, например №№ 2, 5 (ул. Чернышевского, 56), №№ 7, 9 имеются лифты или подъемники, адаптированные для их использования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В учебных корпусах №№ 2, 28 (ул. Горького, 23), № 32 (ул. Гайдара, 6) имеются санитарные узлы, доступные для маломобильных студентов.

В Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта ведется планомерная работа по обеспечению доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В каждом учебном корпусе и общежитии университета есть сотрудники, отвечающие за оказание содействия посетителям и обучающимся с инвалидами, прошедшие соответствующий инструктаж.

Связаться с указанными сотрудниками можно: обратившись к сотруднику вахты; позвонив по телефону в дирекцию института или написав письмо в адрес дирекции по электронной почте; при отсутствии беспрепятственного доступа в здание, воспользовавшись кнопкой вызова помощи, установленной на объекте.

При наличии у обучающегося, имеющего инвалидность, пожеланий об улучшении условий доступности объекта или при наличии в индивидуальной программе реабилитации инвалида особых требований, связанных с обеспечением обучения, обучающему рекомендуется обратиться в дирекцию соответствующего института или непосредственно к проректору по управлению имущественным комплексом для обсуждения реализации имеющихся потребностей.

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

о специально оборудованных учебных кабинетах

об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в корпусе оборудован специализированный кабинет. Кабинет расположен на первом этаже, лестницы оснащены пандусами, рекреации и коридоры помещения оснащены аудио-визуальной системой информирования. Таким образом студенты с ограниченными возможностями здоровья могут беспрепятственно входить и выходить из кабинета и санитарно-гигиенического помещения, самостоятельно передвигаться по территории. Кабинет обеспечения образовательного процесса для обучающих с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов оборудован специализированной мебелью: отдельные рабочие столы, кресла.

Для слабослышащих обучающихся средством оптимизации учебного процесса является использование сурдотехнических средств. Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями слуха:

  1. Персональный компьютер с микшерным усилителем
  2. Акустическая система (звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, FM-система)
  3. Аудиотехника (акустический усилитель и колонки, наушники)
  4. Видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор)
  5. Электронная доска
  6. Документ-камера
  7. Микрофоны беспроводные
  8. Многофункциональный компьютерный комплекс «Нейро-Аудио»
  9. Аудиовизуальный комплекс

IMG_20170329_152044.jpg    IMG_20170329_173224.jpg

Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями зрения:

  1. Персональный компьютер с большим монитором (19-24”), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic
  2. Ручное увеличивающее устройство (портативная электронная лупа)
  3. Электронный увеличитель для удаленного просмотра
  4. Программы синтеза речи TTS (Text-To-Speech)
  5. Программа экранного доступа с синтезом речи
  6. Программа экранного увеличения
  7. Устройство для сканирования
  8. Индивидуальные комплекты для письма по Брайлю (письменные принадлежности для письма по брайлю, тетрадь для письма по Брайлю, специальная бумага для письма и печати по Брайлю)
  9. Специализированный плеер-диктофон
  10. Редактор текста (программа для перевода обычного шрифта в брайлевский и обратно)
  11. Дисплей с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт) 40 знаковый или 80 знаковый, или портативный дисплей
  12. Принтер с использованием системы Брайля (рельефно-точечный шрифт)

IMG_20170403_162940.jpg   Горького,23_ауд.208.jpg

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются  альтернативные устройства ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. Перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  1. Стол рабочий (передвежной) регулируемый по высоте
  2. Персональный компьютер, оснащенный выносными компьютерными кнопками и специальной клавиатурой.
  3. Персональный компьютер, оснащенный ножной или головной мышью и виртуальной экранной клавиатурой.
  4. Персональный компьютер, оснащенный компьютерным джойстиком или компьютерным роллером и специальной клавиатурой.
  5. Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью «Стабилан-01»

Для проведения занятий по некоторым темам и в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья также могут использоваться:

—    графический планшет;

—    вибротестер МБН;

—    аппаратно-программный комплекс «Нейро-КМ» с видеомониторингом;

—    аппаратно-программный комплекс StarTrace «Видеоанализ движений»;

—    компьютерный комплекс для тестирования «НС-ПсихоТест»;

—    слухоречевой (логопедический) тренажер «Дэльфа-142.1» для реабилитации в условиях инклюзивного образования.

Хранением, эксплуатацией и обслуживанием оборудования и специальных технических средств для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья занимается профилирующая структурное подразделение:

·      для студентов с нарушениями зрения – Лаборатория образовательной инноватики (корпус БФУ им. И. Канта №4 по адресу Чернышевского, 56А)

·      для студентов с нарушением слуха и опорно-двигательного-аппарата – Лаборатория клинической психодиагностики и консультирования (корпус БФУ им. И. Канта №5 по адресу Чернышевского, 56, аудитория 209).

Профилирующее структурное подразделение обеспечивает техническое, организационно-педагогическое и социальное сопровождение согласно индивидуальным образовательным потребностям.

Университетская,2_библиотека.jpg  Университетская,2_комп.класс.jpg

Техническое сопровождение направленно на подбор наиболее удобных и способствующих компенсации и развитию программно-аппаратурных комплексов в зависимости об индивидуальных особенностей студентов, консультации по использованию специализированного оборудования.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций; инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

Учебный материал подобран и разработан с учетом возможности предоставления его в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения — аудиально.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального плана предусматриваются различные варианты проведения занятий: в Университете (в академической группе или индивидуально), либо на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости таким обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений организации работы в университете. Работа ведется в нескольких основных направлениях:

 обеспечение проведения вступительных испытаний для абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий;

— в сотрудничестве с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» разработаны паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры – учебных корпусов и общежитий с целью создания максимально комфортных условий для учебы в университете;

— В БФУ им.И.Канта для лиц с ограниченными возможностями зрения предусмотрены специальные средства и технологии обучения: сформирован фонд учебных аудиоматериалов; подготовлены 20 специализированных аудиоучебников по дисциплинам базовой части большинства образовательных программ высшего образования; созданы специализированные учебные места для инвалидов по зрению; УМК размещены на портале LMS-kantiana, что создает возможность использования их с удаленного доступа; портал тестирования дает возможность проходить как текущую, так и промежуточную аттестацию с удаленного доступа. Дорабатывается программное обеспечение для проведения контроля знаний для ЛОВЗ по зрению (звуковое сопровождение); разработка специализированных методик обучения (в рамках направления «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» разработана методика преподавания иностранного языка для обучения лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

 психолого-педагогическое сопровождение ЛОВЗ в процессе обучения (подготовлены преподаватели, владеющие системой Брайля для оказания помощи в процессе обучения ЛОВЗ по зрению; к студентам из числа ЛОВЗ прикреплены волонтеры, прошедшие подготовку в лаборатории инклюзивного образования; при необходимости (ухудшение состояния здоровья, необходимость лечения/реабилитации на выезде) – студенты переводятся на индивидуальный график обучения, им разрешается осваивать программы с удаленного доступа при взаимодействии с преподавателями через порталы LMS и тестирования; психологическая поддержка через соответствующую службу);

 создание безбарьерной среды в Калининграде и области для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья;

 организация досуговой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (проведение выездных акций, адресная помощь, программы арт-терапии совместно с обществом детей-инвалидов «Мария», совместные постановки спектаклей студентами направлений подготовки «Психология», «Социальная работа» с детьми с ментальными нарушениями и др.).

 развитие партнёрских отношений между вузом, работодателями,  государственными структурами и общественными объединениями по решению проблем трудовой занятости людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

 содействие в трудоустройстве выпускников и студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, информирование об актуальных вакансиях в регионе.

Волонтёрская организация БФУ им. И. Канта, образованная в 2009 г., на сегодняшний день имеет несколько крупных проектов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Так, совместно с Калининградской региональной общественной организацией инвалидов «Ковчег» волонтеры БФУ им. И. Канта приняли участие в работах по открытию первого пляжа для инвалидов-колясочников в г. Зеленоградск на берегу Балтийского моря.

Одним из приоритетных направлений деятельности Волонтерского центра является работа с лицами с ограниченными возможностями. Для наиболее эффективного направления этой деятельности Центр обеспечен условиями для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центр оснащен подъемником для инвалидных колясок, вертикальными подъемными платформами, таблицами со шрифтом Брайля, предупредительными знаками  для слабовидящих людей — «Желтыми кругами».

Социальное направление — одно из приоритетных направлений Волонтерского центра. В рамках социального направления осуществляется помощь инвалидам, осуществляется взаимодействие с различными благотворительными фондами. Также активисты принимают участие в волонтерской программе Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

        -ct3xrs2LMY.jpg  IEOny__DN4w.jpg
        hszc3Wl0Cwk.jpg  AV5WZIoQ0lo.jpg

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Об материально-технических условиях, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов)

БФУ им. И. Канта стремится к созданию условий для беспрепятственного и удобного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов.

На территории университета выделены места для парковки автотранспортных средств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов.

11 корпусов университета, среди которых корпуса №№ 1,2, 17 (по ул. А. Невского, 14), № 5 (ул. Чернышевского, 56), №№ 7, 9 (ул. Фрунзе, 6 и 9 Апреля, 5) оборудованы пандусами. В 7 корпусах университета, например №№ 2, 5, 7, 9 имеются специальные лифты или подъемники для маломобильных групп населения. В учебных корпусах №№ 2 (ул. А. Невского), № 28 (ул. Горького, 23), № 32 (ул. Гайдара, 6) имеются санитарные узлы, доступные для маломобильных студентов. Во второй половине 2014 года университетом совместно с КРООИ «Ковчег» была начата работа по комплексному обследованию учебных корпусов университета и созданию паспортов доступности, в соответствии с которыми будут проводиться мероприятия по обеспечению доступной среды. В настоящий момент идет подготовка аукционной документации на выполнение комплекса работ, предусмотренного уже разработанными паспортами доступности. В январе 2015 года в университет состоялась поставка первого ступенькохода, размещение которого произведено в учебном корпусе № 3 по ул. Университетская, д. 2.

Здания, приспособленные в 2017 г. для пребывания инвалидов и ЛОВЗ

ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

  img_3188.jpg  img_3216.jpg

  img_3249.jpg  img_3251.jpg

  img_3268.jpg  img_3210.jpg

img_3158.jpg  img_3236.jpg

Доступ в учебные аудитории

IMG_20170315_165642.jpg IMG_20170330_123922.jpg

img_3130.jpg img_3155.jpg

img_3173.jpg img_3181.jpg

img_3128.jpg img_3259.jpg

Санитарные условия для лиц с ограниченными возможностями 

img_3185.jpg img_3202.jpg

img_3204.jpg img_3182.jpg

img_3274.jpg img_3193.jpg

о специальных условиях питания

Информация о специальных условиях питания

о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ » Об образовании в Российской Федерации» и письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований» («Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации  26 декабря 2013 г. № 06-2412вн) в БФУ им. И. Канта при необходимости предоставляются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для данной категории лиц. Во время проведения занятий, в том числе для обучения инвалидов и обучающихся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися.

о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие

о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

наличие версии официального сайта для слабовидящих

На сайте БФУ им.И.Канта для людей с нарушениями зрения предусмотрена функция увеличения шрифта.

информация о CALL-центре в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ

На базе Ресурсного учебно-методического центра Северо-Западного федерального округа по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  функционирует Call-центр для консультирования по вопросам  высшего инклюзивного образования.

Тематика обращений в Call-Центр:
  • нормативно-правовое обеспечение инклюзивного высшего образования;
  • довузовская подготовка для лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • профориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе довузовской подготовки;
  • условия доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • трудоустройство выпускников выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
  • адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ и инвалидностью
  • организация обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • внеучебная и волонтерская деятельность лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • постдипломное сопровождение выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
  • организация и содержание практики для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • мониторинг качества и доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
  • нарушение прав инвалидов при поступлении
  • льготы при поступлении в вуз (поступление в рамках «особой квоты»)
  • организация вступительных испытаний для абитуриентов
  • перечень документов, необходимых для представления в приемную комиссию
  • порядок зачисления инвалидов
  • заселение в общежитие
  • порядок предоставления документов для получения социальной стипендии

Специалисты Call-центра РУМЦ СЗФО ЧГУ  готовы ответить на все интересующие Вас вопросы по организации и сопровождению обучения лиц с инвалидностью, их профессиональной ориентации и трудоустройству.

Основными форматами консультирования являются:

телефонное обращение по номеру Call-центра: 8-800-550-19-35(звонок бесплатный).

обращение через e-mail: rumts_szfo_chgu@mail.ru

онлайн-констультирование через гугл-формы

онлайн-консультирование через государственный портал

Режим консультирования: понедельник-пятница 08:30 – 17:30.